Памятки и закладки

50Почему дети не читают? Косвенная причина в том, что современный ребёнок развивается в условиях информационной среды, далёкой от идеалов высокой культуры, а среда эта активна – её «ценности» насаждаются навязчиво и почти безальтернативно. Иммунитет от них можно получить в процессе чтения.

Однако научить ребёнка любить чтение – задача непростая, предлагаем различные варианты её решения.

  • Книги в доме должны быть полноценными, содержательными «членами семьи», с которыми все общаются и общение это любят. Не забывайте мнение Цицерона о том, что дом без книг подобен телу без души.
  • Книги, составляющие домашнюю библиотеку, не должны быть «пустыми». Заполняйте полки смыслосодержащей литературой, классикой.
  • Тексты, предлагаемые для чтения детям, должны соответствовать не только их возрасту, но и психологическим особенностям, интересам.
  • Хорошо, если содержание читаемой подростком книги пробуждает мысль, является спорным, парадоксальным.
  • У ребёнка должна быть возможность обсудить прочитанное, вербализовать возникшее впечатление, поделиться мыслями, подискутировать.
  • Мнение ребёнка относительно прочитанного следует уважать, ни в коем случае не навязывать свою точку зрения, дискутировать корректно.
  • Если ребёнок не хочет читать, ваш пример его не вдохновляет, можно применить непопулярный прием – заставить. Используйте при этом внешнюю мотивацию, пока преодоление не станет для него привычным, и он получит удовлетворение от процесса чтения.
  • Вдумчивое чтение возможно в спокойной обстановке. Отсутствие звуковых, ярких цветовых и других посторонних раздражителей – необходимое условие для того, чтобы ребёнок «погрузился» в текст.
  • Выбирая время для чтения, учитывайте эмоциональное состояние, в котором находится ребёнок, не будет ли оно препятствовать восприятию читаемого.
  • Посещение книжного магазина должно стать одним из любимых походов. Приёмы рекламирования в этом случае уместны и позитивны.
  • Экранизацию классики стоит смотреть только после прочтения текста, чтобы не искажать восприятие произведения.
  • Стоит смотреть аналитические передачи о культуре, где часто обсуждают литературные тексты.
  • Следует ограничивать и цензуризировать для ребёнка Интернет и телевидение в целях предупреждения передозировки информации.

Выбор книги для чтения ваших детей – дело ответственное. Известна мысль, что духовный – высший – уровень существования человека невыразим. Попыткой преодолеть «первоначальную немоту» (О.Мандельштам) без изменения смысла думаемого и чувствуемого является художественная литература в лучших своих образцах.